В современном мире осталось не так много праздников или событий, которые сохранились в своем первозданном виде такими, какими они были много веков назад. Мы все знаем про карнавалы в Венеции, Рио де Жанейро или день Мертвых в Мексике, но про Диабладу в Боливии, уверен, слышали не многие из нас, хотя, возможно, это самый настоящий и аутентичный из всех праздников, дошедших до нашего времени.
Карнавал Диаблада (Diablada) в боливийском городе Оруро третий по размеру в Латинской Америке (после Бразилии и Колумбии), но самый старый из всех. Предшественником Диаблады был праздник Ито коренного боливийского народа уру, корни которого уходят ещё в эпоху доколумбовых цивилизаций. Праздник был посвящён Пачамамe (богине земли и плодородия). Со временем образ Пачамамы под влиянием католицизма превратился в образ Девы Марии. Праздник Ито был запрещён испанцами в XVII веке, однако местные индейцы продолжали «неофициально» проводить подобные церемонии.
Согласно легенде, в 1756 году фрескас изображением Девы Марии чудесным образом оказалась в шахте одного из серебряных рудников Оруро. Именно с этого момента праздник посвящён Деве Марии Сретения (Virgen de la Candelaria) или Деве Марии Шахт (Virgen del Socavon).
Каждый год в феврале или начале марта (в зависимости от церковного календаря) в Оруро в течение недели происходят различные ярмарки, выставки и шествия. За несколько дней до начала основного действа в город съезжаются крестьяне со всей округи, чтобы принять участие в празднике Аната Андина. Но в Диабладе - главном карнавальном шествии, которым завершается праздник, принимают участие в основном жители городов – это лучшие оркестры, фольклорные группы и танцоры со всей страны.
Самыми важными являются последние дни праздника, когда участники карнавала в течение двух суток непрерывно шествуют по четырёхкилометровой «Дороге фольклора». Более 30 тысяч танцоров и музыкантов, разделенных на несколько десятков групп исполняют около 40 разновидностей народных танцев. В последние годы на карнавал в Оруро съезжаются до 400 000 человек, чтобы увидеть это впечатляющее зрелище, правда в 2016 году зрителей и участников было значительно меньше, поскольку многие не смогли приехать из за масштабных забастовок и перекрытых дорог по всей стране.
Предшественниками карнавала в Оруро и в других местах в горной части Боливии изначально были шахтерские праздники. И по сей день шахтеры - одни из самых многочисленных участников действа. Чтобы понять для чего им были нужны такие карнавалы, стоит немного узнать о самых шахтерах, их жизни и работе.
Если вы не довольны своей работой или жизнью, то вам обязательно нужно посетить боливийские шахты. Это ад. Шахтеры работают вручную как и четыреста лет назад во времена конкистадоров. Дышат пылью и вредными испарениями, и мало кто доживает до старости. Только в одном городе Потоси (Потоси и Оруро - два основных горнодобывающих центра в стране) за годы существования шахт в них погибло около 8 млн. человек - преимущественно индейцев и африканских рабов, привезенных сюда испанцами. Работают шахтеры в кооперативах, которые занимаются продажей добытой породы и делят прибыли между всеми членами кооператива. Добывают в шахтах серебро, цинк, олово и тп.
Рабочий день шахтеров продолжается 8-10 часов, в течение всего дня шахтеры ничего не едят, но обильно жуют листья коки и пьют 92% спирт. Чтобы дойти до нижнего уровня шахты, приходится идти до 1,5 часов. Причем некоторых местах возможно только ползти. Побывав в одной из таких штолен, я прошел четыре уровня из четырнадцати, и могу сказать, что это было сложнее, чем подняться на вулкан 5-ти тысячник несколькими днями раньше.
Единственные «меры безопасности» в шахтах - скульптуры божества Тио Супай (Tio Supay) — «хозяина гор». Этого дядюшку (тио - в переводе с испанского - «дядя») изображали в виде рогато-бородатого существа, которое со временем трансформировался в Дьявола. Шахтеры считали, и считают до сих пор, что этот дух защищает всех тружеников шахт, если его регулярно благодарить. Поэтому во всех штольнях в обязательном порядке существует изваяние Тио Супая и алтарь, где и проходят традиционные ритуалы. Шахтеры распивают с ним спирт, курят, посыпают ему причинные места кокой, и просят защиты и покровительства. Каждый год в феврале шахтеры устраивают карнавал, чтобы воздать почести своим «защитникам и покровителям», и забыть ненадолго о тяготах своей жизни.
Основные действующие лица карнавала
Карнавал — своеобразный спектакль, отражающий основные вехи в истории Боливии, легенды и мифы коренных индейских народов, христианские образы. Собственно Диаблада — один из множества танцев, которые исполняются во время праздника. Танец отражает противостояние сил добра и зла. Своим названием танец обязан образу упомянутого выше Тио Супай.
Архангел Михаил (Arcangel Miguel)— основная фигура Диаблады, лидер небесного воинства.
Люцифер (Lucifer) — вторая центральная фигура, противоположность Архангела Михаила, владыка зла. Люцифера всегда сопровождает Сатана (Satana) — персонаж рангом пониже и многочисленные полчища Дьяволов и Дьяволиц (Diablos). Среди Дьяволов самый популярный и многочисленный — уже известный вам Тио Супай (дух гор), оно и понятно — праздник изначально шахтерский.